МЕДИАТЕКА:
трудные вопросы истории.
В помощь студентам и преподавателям, слушателям ДПО.
(Мультимедийное учебное пособие)




XIII-XV: ОРДА


Рекомендуемый видеоконтент с описанием для самостоятельного просмотра:
1.1. Следствие на крови. Тайна Золотой орды // Улика из прошлого. ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». 2019. 40 мин.
1.2. Куликово поле. Битва за Москву. // История: Наука или вымысел? Жанр документальный.  Режиссер Коробко Ю., Кулагин А., Исакова Н. и др. Сценарий Суздалева С., Мари Рено М., Егорова А. и др. Россия, 2009. 24 серии. Продолжительность серии 52 мин.
1.4 Знаем ли мы свою историю. // История: Наука или вымысел? Жанр документальный.  Режиссер Коробко Ю., Кулагин А., Исакова Н. и др. Сценарий Суздалева С., Мари Рено М., Егорова А. и др. Россия, 2009. 24 серии. Продолжительность серии 52 мин.
1.3. "Русь-Орда".// История: Наука или вымысел? Жанр документальный.  Режиссер Коробко Ю., Кулагин А., Исакова Н. и др. Сценарий Суздалева С., Мари Рено М., Егорова А. и др. Россия, 2009. 24 серии. Продолжительность серии 52 мин.
1.5. «Золото Мамая» // Не факт. ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». 2018. 25 мин.
1.6. «Иван III. Конец монгольского ига» // Не факт. ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА». 2019. 25 мин.


Сегодня из научного обихода практически изжиты термины вроде "татаро-монгольское иго". Историко-культурный стандарт по отечественной истории говорит в настоящее время об "ордынском иге": "сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства".



Современная генетика  констатирует:

"Исторические науки сообщают нам о многих миграциях, предположительно повлиявших на формирование русских популяций. Чаще всего обсуждаются две наиболее крупные и известные миграции: расселение восточных славян в 8–9 вв., направленное с юго-запада на северо-восток, и миграция степных народов с востока в монгольский период (преимущественно в 13 в.). Данные, полученные нашим коллективом по Y-хромосоме (Balanovsky et al., 2008) и по мтДНК (Балановский и др., неопубл. данные), подтверждают огромную роль в формировании русского генофонда первой из этих миграций...  Что же касается второй из крупных миграций, связанных с монгольским завоеванием средневековых русских княжеств, то ее генетические следы обнаружить не удается. И вновь этот вывод взаимно подтверждается  анализом и мтДНК, и Y-хромосомы, и данными антропологии." [Балановская Е.В., Балановский О.П.  Генетические следы исторических и доисторических миграций: континенты, регионы, народы // Вестник ВОГиС (Вавиловское общество генетиков и селекционеров), 2009, Том 13, № 2. С. 406. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2009/2009_2/20.pdf.

В «Задонщине» (Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая) говориться: «Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу. Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись — выехали посадники из Великого Новгорода и с ними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь. К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу» … И далее: «И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: «Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до Батыя-царя: у Батыя-царя было четыреста тысяч латников, и полонил он всю Русскую землю от востока и до запада. Наказал тогда бог Русскую землю за ее согрешения. И ты пришел на Русскую землю, царь Мамай, с большими силами, с девятью ордами и семьюдесятью князьями. А ныне ты, поганый, бежишь сам-девят в лукоморье, не с кем тебе зиму зимовать в поле. Видно, тебя князья русские крепко попотчевали: нет с тобой ни князей, ни воевод! Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле! Беги-ка ты, поганый Мамай, от нас за темные леса!»

См.: "Задонщина" (оригинал), (перевод)
 


Сергий Радонежский с житием (Житийная икона "Сергий Радонежский").
Внизу иконы изображено "Мамаево побоище".





Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1392) — самый почитаемый русский святой. Родился в Ростове Великом в семье бояр Кирилла и Марии, переехавших затем в Радонеж. В крещении получил имя Варфоломей. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном удалился в пустынное место на гору Маковец, принял монашеский постриг с именем Сергий и после ухода брата в Москву построил церковь в честь Святой Троицы. С увеличением численности братии в 1354 году был рукоположен и возведен в игумены в г. Переславле-Залесском епископом Афанасием. По благословению константинопольского патриарха Филофея ввел в монастыре общежительный устав. Когда братия высказала недовольство строгими порядками в монастыре, удалился ¦ на новое место, основав Киржачскую обитель, но затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к св. Сергию за благословением приходил князь Димитрий Донской. Св. Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали около 40 новых монастырей. Мощи св. Сергия обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Память преподобного отмечается дважды — 25 сентября / 8 октября и 5/18 июля (Обретение мощей).
Древнейшая редакция Жития св. Сергия создана через 26 лет после его смерти Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века оно переработано Пахомием Сербом, который также написал службу св. Сергию и Похвальное слово. В 1640-х годах келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин написал новую редакцию Жития, в котором также кратко описывается история монастыря и его осада поляками в Смутное время. Житийная иконография преподобного Сергия разнообразна по своему составу. Публикуемая икона представляет собой уникальный образец соединения житийного повествования с двумя историческими сказаниями. Нижнее поле иконы в конце XVII века было надставлено доской с изображением сюжетов Сказания о Мамаевом побоище, в котором участвовали два ученика св. Сергия — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На фоне иконы дописаны также сюжеты с историческими событиями конца XV — начала XVII века, включая сцены осады монастыря в Смутное время, когда св. Сергий неоднократно являлся монахам и воинам, поддерживая и укрепляя своими молитвами защитников обители.
 
Важную лепту в этот политико-исторический процесс внес Президент Владимир Путин. "Надо внимательно посмотреть на реалии, которые происходили тогда таким образом, чтобы это помогало нам сегодня и завтра. Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал на Куликовом поле. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков", - сказал глава Российского государства во время общения с прессой в 2004 году. Замечание Путина прозвучало в ответ серпуховской журналистке, которая приглашала Президента на 625-летие битвы на Куликовом поле. Многие историки вслед за великим Львом Гумилевым и другими евразийцами убедительно показывают, что события того времени нельзя рассматривать как войну русских с татарами, Руси и Орды и, уж тем более, как столкновение Ислама и Православия. Лев Николаевич положил десятки лет на алтарь исторической евразийской правды. "Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы", - говорил он.
 
Издание 5-е, испр. и доп. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.Санжаревский И.И. 2011-2024.©
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)