МЕДИАТЕКА:
трудные вопросы истории.
В помощь студентам и преподавателям, слушателям ДПО.
(Мультимедийное учебное пособие)




ШАПКИ ИЕРИХОНСКИЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ



Шапки ерихонские русских царей - шесть парадных шлемов-шишаков, хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля.
Эти шлемы использовались «при московском дворе во время торжественных военных смотров в качестве царского наголовья». Они примечательны тем, что украшены арабскими кораническими надписями.
Наиболее полное описание оставил Ф. Г. Солнцев в своей книге «Древности Российского государства»,
создав, однако, некоторую путаницу в именовании шапок.
«В описях оружия русских царей и аристократов XVII века особо выделяются боевые изголовья, называвшиеся „шапками ерихонскими“ или „ерихонками“. Купола этих шлемов различны по форме (известны полусферические, конические и сфероконические), однако и каждом из этих случаев к куполу крепились науши, назатыльник и козырек с наносной стрелкой. Еще одним важным отличием ерихонок от других наголовий является их декор, явно парадный по своему характеру»

«Большая ерихонка» Царя Михаила Фёдоровича, шлем Александра Невского
. Судя по документам, сделана в 1621 году мастером Никитой Давыдовым. «Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В Росписи Походной казны 1654 года он назван „большой ерихонкой“, а в Переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму — 1175 рублей (это чуть меньше, чем общая цена пяти следующих за ним ерихонских шапок)». Помещена на герб Российской империи. Арабская надпись на шлеме гласит: Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы (13-й аят 61-й суры Корана)

Шлем-«шапка ерихонская» царя Алексея Михайловича
— Турция, XVII в. Серебро, сталь булатная, ткань шелковая. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, золочение.Арабская надпись на шлеме гласит: Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон…(Аят аль-Курси). У Солнцева описание отсутствует.

Кучумовская шапка-ерихонка. Этой ерихонской шапкой, как видно из переписной книги 1687 г., ударил челом царю Алексею Михайловичу боярин и дворецкий Борис Петрович Шереметев. По той же переписной книге она называется Кучумовской и, судя по этому сказанию, если принадлежала не собственно Сибирскому владетелю (салтану) Кучуму, то, может быть, племяннику, а по «Строгановской летописи», сыну его Маметкулу, взятому в 1582 г. в плен и служившему впоследствии в русских ополчениях. Эта ерихонская шапка (в описи Оружейной палаты - № 3) красного булата, насечена по венцу и по тулье в узор золотыми травами; внизу по венцу опушка из чеканенного золота, в которой вставлены смазни, или стекла с подкладкой. Верх шапки украшен золотой с небольшим яблоком трубкой, покрытой разноцветной финифтью. Нос и наушни булатные с насечкой; тыл булатный же, состоящий из одной пластинки без насечки; на шапке в венце против наушней находятся в золотых гнездах два небольших лала. В опушке красных смазней шесть, и один синий, да пустых мест десять. В слухах в каждом по одному лалу; на тех же наушнях по краю искр бирюзовых и лаловых по десяти; пустых мест шесть; на носу вверху одно бурмицкое зерно. Вся шапка подбита красным атласом на хлопчатой бумаге.


  • «Большая ерихонка» Царя Михаила Фёдоровича, шлем Александра Невского
  • «Большая ерихонка» Царя Михаила Фёдоровича, шлем Александра Невского
    Back
    Next

Шапка Ерихонская (шлем) князя Федора Ивановича Мстиславского — Турция, XVI в. Булатная сталь, серебро, рубины, бирюза, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба. «Колпак шапки сравнительно невысокий, граненый. Насечка золотом с особенным вкусом исполнена на козырьке и назатыльнике: в „ковровый“, золотой по темному булатному фону, растительный орнамент введены фигурные клейма с „обратным“ колористическим решением — это темный орнамент по золотому фону. Ерихонская шапка значится в „Росписи, что взято в Государеву казну после смерти князя Ивана Федоровича Мстиславского 130 (1622) году апреля в 3-й день“. В оружейной казне российских государей она имела очень высокий статус. В Переписной книге 1686/87 г. была оценена в 330 рублей и среди всех ерихонских шапок помещена на третьей позиции, причем тут же отмечено, что в „прежней описной книге“ она была „написана первою“. В 1654—1656 гг. ерихонка сопровождала царя Алексея Михайловича в Смоленском и Рижском походах».

Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова  - булатный шлем, хранящийся в Оружейной палате под № 5, по описи 1687 г., составленной по «прежним переписным книгам», означен «Князя Алексея Михайловича Львова», окольничего при царе Михаиле Федоровиче. Подвершье, венец, щиток, нос, бармица и наушки насечены золотом в узор с арабскими речениями из Корана, сходными с изображенными на шлеме благоверного великого князя Александра Невского.

Шлем-шапка «ерихонская» (Боярина А. О. Прончищева) - Турция, 30-е гг. XVII в. Сталь булатная, серебро, шелковая ткань, ковка, чеканка, резьба. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. Выкован из булатной стали. Назатыльник прикреплен к тулье тремя серебряными цепочками. На козырьке укреплена носовая стрелка с прорезной надписью. Почти всю поверхность шлема покрывает „кружево“ насечённого золотом стилизованного орнамента и надписей — изречений из Корана. Шлем был привезен в Россию в 1633 году Афанасием Прончищевым, побывавшим во главе русского посольства в Стамбуле.

См. подробнее:

  • Виртуальная выставка, созданная основе каталога "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле", посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в  XVI-XVII столетиях;
  • Виртуальная выставка "Регалии русских царей" продолжает серию, посвященную русскому правящему дому Романовых, и представляет символы власти средневековой России, когда столицей государства была Москва, а Кремль являлся резиденцией царской власти.
  • Фотогалерея (фотоподборка): Русские доспехи и оружие.


Издание 5-е, испр. и доп. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.Санжаревский И.И. 2011-2024.©
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)