МЕДИАТЕКА
(Мультимедийное учебное пособие)



Как искусство сотворило мир / How Art Made the World
Описание: Фильм ВВС предлагает вам совершить путешествие из глубины веков через все пять континентов, чтобы проследить эволюцию искусства человеческой цивилизации. Вы увидите, насколько стремительным было развитие искусства на ранних стадиях становления нашей цивилизации, как с течением веков оно обретало различные течения и направления, как заняло своё место в современном мире. А также узнаете, как именно повлияло на развитие искусства освоение человеком окружающего мира. Фильм охватывает весь широчайший спектр человеческих достижений, тем или иным образом относящихся к искусству. От настенных росписей наших предков до шедевров гончарного мастерства, от пирамид до богатейших дворцов, от икон до таинственных артефактов.


Человек воспринимает мир через изображения.  Они указывают ему что делать и что чувствовать. Благодаря им формируется личность. Человек создавал искусство, и искусство создавало человека.
Десятки раз в день мы смотрим на одно и то же. Ни один другой образ не доминирует в нашей жизни настолько сильно. Тело - это объект искусство. Формы и линии человеческого тела владели мыслями всех художников. И все это при том, что само тело оставалось неизменным. Изображения человеческого тела, самые причудливые, находятся в археологических раскопках. Ни одно из них при этом не является точной копией. Это лишь воображаемая картина, образ. Наш мир - это мир иллюзий, возводимых в реальность. В чем такая высокая привлекательность человеческого образа.
Виллендорфская Венера - первый ключ к разгадке нереалистичности изображений человеческого тела. Она выполнена в гротескно-гипертрофированной манере.
Психиатр Рамачандран выдвинул теорию. Основываясь на эксперименте с чайками. Птенцы реагировали на красную полоску на клюве матери. На палку с красной полоской они реагировали также. Их мозг активировался при её виде. Если им показать палку с тремя полосами - реакция оказывается еще более бурной. И на одну красную полосу они больше не реагируют. Он считает, что аналогия такая же - гипертрофированные формы "венер" вызывают бурный интерес.
В египетской культуре - первые реалистичные изображения в полный рост. Однако и у них был формализм. Общество египтян также было иерархичным. Их дотошная точность в передаче приводит к гротеску.
Для греческих скульпторов был важен вопрос реалистичности. Они быстро овладели гармоничностью. Египетский стиль ваяния, хоть и заимствовался, не подходил для греков. Мастера стали работать "на глаз" - делать то, что никто не делал до них. Египтяне ваяли по сетке. Постепенно греки научились точно воспроизводить каждый фрагмент тела. Мастера учились на ошибках. Это была революция. "Мальчик Крития" - веха в истории. Но первобытный инстинкт преувеличения - биологическая особенность человеческого сознания, в разном виде проявленная в разных культурах. Принцип преувеличения заложен в мозгу. Проблема Критского мальчика - в его излишней реалистичности, которая вызывает раздражение, а не восторг. Скульпторы перешли к следующей ступени, которая заставляла додумывать детали.
Простого преувеличения мускулов недостаточно. Поликлет нашел способ показать физический потенциал атлета. Тело должно казаться расслабленным, но и готовым к движению. Так появилась сетка. Одна сторона в движении, другая в покое. Части тела уравновешивают и взаимодополняют друг друга. В воинах из Риаче ноги слишком длинны, если сравнивать с настоящими. Мышцы груди расслаблены, мышцы груди - напряжены. Однако именно нереалистичность скульптур производит впечатление. Инстинкт преувеличения находит здесь воплощение. Люди уходят от реальности, но все, что преувеличивает ее, вызывает в их умах восторг. Это касается и макияжа.Способность интерпретировать изображения - существенный элемент нашей жизни.

Человек способен интерпретировать двухмерный рисунок практически мгновенно.


Как искусство сотворило мир / How Art Made the World
Страна: Great Britain
Режиссер: Робин Дэшвуд / Robin Dashwood
Жанр: Документальный
Продолжительность: 4 hours 10 minutes
Год выпуска: 2005
/

Издание 2-е, испр. и доп. Тамбов. 2019.
©Политическая наука и искусство управления
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2014-2020.© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)