МЕДИАТЕКА
(Мультимедийное учебное пособие)

  • МЕДИАТЕКА




Историко-культурный стандарт по отечественной истории

В соответствии с поручением Президента России в 2015 году в школы поступили Новые учебники по Истории России.  Все учебники  должны соответствовать требованиям Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом .
Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

См.: Концепция нового учебно-методического комплекса (pdf)

 
Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.

Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

Например,  для многих битва под названием "Ледовое побоище", согласно летописям произошедшая 5 апреля 1242 года, мало чем отличается от кадров из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Заснеженные пейзажи, тысячи воинов, замерзшее озеро и крестоносцы, проваливающиеся под лед под тяжестью собственных доспехов. Но так ли это было на самом деле? Ледовое побоище действительно стало одним из самых резонансных событий XIII века, отобразившимся не только в "отечественных", но и в западных хрониках. И на первый взгляд кажется, что мы располагаем достаточным количеством документов для того, чтобы досконально изучить все "составляющие" битвы. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что популярность исторического сюжета вовсе не является гарантией его всесторонней изученности.
Подробнее на ТАСС: Мифы о Ледовом побоище URL:https://tass.ru/spec/ledovoe

Примерный перечень «Трудных вопросов истории России»:

образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
исторический выбор Александра Невского;
роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
присоединение Украины к России (причины и последствия);
фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР;
причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;
оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны;
причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»;
причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны;
причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Издание 2-е, испр. и доп. Тамбов. 2019.
© Политическая наука и искусство управления
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., РАНХ и ГС,Тамбов. 2014-2019. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)